fbpx

Освещение в дентальной фотографии. Приемы художественной съемки

Виктор Щербаков,

клиника «Роял-Дент»
(м. Москва, Російська Федерація)

В статье освещается тема дентальной фотографии, рассмотрены основные принципы правильной постановки света, необходимые аксессуары и оборудование, которые используются в фотографии для освещения и позволяют создавать качественные изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Интерес врачей к теме дентальной фотосъемки значительно возрос. Многие стоматологи перед тем, как приобрести собственный фотокомплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «Можно ли получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на снимках смотреться естественно и привлекательно?» Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие упускают из виду, — свет.

Пользователь может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для создания освещения, и владеть техникой их использования, можно получать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.

И это не удивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между врачом и пациентом, а также между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т.д.

Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфичной, сложной и многоцелевой, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру – дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микро- съемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фоторегистрацию в сложных условиях полости рта.

Для того, чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки, необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарата, объектива и вспышки.

Фотоаппарат – это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.

Объектив представляет собой определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макрообъективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.

Третьим, и самым важным, техническим узлом фотографии является вспышка, которая позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.

Свет имеет первостепенное значение в фотографии, ибо именно он, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры, в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое – всего 15-30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макросъемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения (f/20-32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры. Поэтому приходится использовать вспышки.

В отличие от источников постоянного света, вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности для того, чтобы нужным образом освещать предмет съемки.

Типы вспышек и дополнительных аксессуаров

В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров для работы со светом.

Первый уровень – кольцевая вспышка (фото 1). Наиболее простой и незамысловатый вариант освещения в макросъемке. За счет того, что импульсные лампы кольцевой вспышки располагаются вокруг передней линзы объектива в форме круга, это позволяет получать хорошее заполнение светом при любом, даже самом большом масштабе съемки.

Кольцевая вспышка проста в управлении и позволяет легко получать достаточно хорошие результаты (фото 2). Также она незаменима при регистрации окклюзионных фотографий, выполняемых в зеркале (протоколирование клинических случаев лечения жевательных зубов, фотографии всей зубной дуги и т.д) (фото 3).

Основные недостатки кольцевой вспышки – резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.

Ко второму уровню освещения в дентальной фотографии относятся так называемые биполярные вспышки (фото 4). Эти устройства оснащены парными излучателями, которые крепятся непосредственно к переднему краю макро-объектива и управляются одним контрольным блоком. Головки вспышек, как правило, могут наклоняться под разными углами к объекту съемки. Такой тип освещения позволяет получать более привлекательную форму бликов, которые располагаются на боковых гранях зубов, не закрывая собой важные детали (фото 5).

Недостатки биполярной вспышки – резкий свет, приводящий к формированию неестественно ярких бликов. Кроме того, у двухламповых систем есть также ограничение по максимальному масштабу съемки: при слишком близком расположении макрообъектива к поверхности снимаемого объекта света от вспышек может оказаться недостаточно. При протоколировании жевательных зубов в крупном масштабе одна из ламп биполярной вспышки может попасть в мертвую зону (за щеку, ретрактор или платок раббердама), что не позволит получить кадр достаточного уровня освещенности.

Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне (фото 6). Это позволяет более свободно конфигурировать положение импульсных ламп относительно объекта съемки. Кроме того, на вспышки можно установить специальные модификаторы света, которые позволят смягчить его яркость и таким образом получить более привлекательную форму бликов на зубах.

К таким аксессуарам относятся баунсеры и минидиффузоры (фото 7). Принцип работы баунсера заключается в том, что свет вспышки, падая на белую поверхность отражателя, частично рассеивается, ослабевает и становится более мягким. Минидиффузоры пропускают прямой поток света через полотно матовой ткани, что тоже приводит к смягчению блика (фото 8).

Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фотопротоколирования, но и для получения художественных фотографий.

Недостатками биполярной вспышки на кронштейне является прежде всего то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно.

Четвертый уровень сложности света в дентальной съемке, который открывает широкие возможности для художественного фотографирования и конфигурирования самых сложных схем освещения, – дистанционная биполярная система с минисофтбоксами (фото 9).

В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8-1/16 от максимального.

Для соединения вспышек с фотоаппаратом можно использовать дистанционные радиосинхронизаторы, которые обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, имеющимся в некоторых современных камерах. В некоторых случаях дистанционный тип соединения скорее не позволяет использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек необходимо производить вручную.

Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.

Важным элементом системы являются софтбоксы. Именно они позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах (фото 10).

Недостатки системы 4-го уровня: отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало – специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной.

Несколько слов о софтбоксах. Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет/вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов (фото 11).

Принцип работы софтбокса таков: вспышка излучателя отражается от серебристых внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Именно в результате того, что диффузия импульса проходит через два рассеивающих полотна, получается мягкий, ровный свет. Соответствующим образом меняется и форма блика. Для этой версии освещения лучше всего подходят небольшие софтбоксы размером примерно 25х25 см.

Последним, и наиболее творчески перспективным, является пятый уровень освещения – биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами (фото 12). В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-ом уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софтбоксы (50х50 см и больше). Из-за немалых габаритов таких модификаторов света ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках.

Большие софтбоксы позволяют получить еще более мягкий и рассеянный свет, они оставляют на зубах приятные «живые» блики. За счет большего расстояния между внутренним и внешним рассеивающим экраном такие модификаторы дают более чистый световой поток и равномерно-яркие световые пятна на поверхности объектов. Отражение крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф (фото 13).

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что когда речь идет об осветительных приборах, тут действует правило: чем больше, тем лучше.

Недостатком системы пятого уровня является прежде всего громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, то это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня, точно так же, как и у 4-го, нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL.

Однако несмотря на все недостатки, только системы 4-го и 5-го уровня обладают потенциалом для получения по-настоящему высокохудожественных фотографий. Ради качества снимков, которое обеспечивают модификаторы света, стоит терпеть любые неудобства.

Для того, чтобы успешно использовать системы освещения 4-го и 5-го уровней, необходимо знать общие принципы работы с софтбоксами.

Изменяя схему расположения источников освещения, мы можем получать картинку того качества, которое нам нужно, подчеркивать именно те детали снимаемого объекта, на которые мы хотим обратить внимание.

Художественная фотография

Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта; несмотря на то, что многие специалисты склонны сводить суть дентальной съемки к сухому фотопротоколированию, интерес врачей все больше обращается в сторону художественной дентальной фотографии.

Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из способа отражения клинической действительности в настоящее искусство. Главное отличие художественной съемки – это ее место в нашей стоматологической жизни. Такие фотоснимки делаются для того, чтобы выложить их на специализированных интернет-площадках для демонстрации своего профессионального уровня; для публикаций в печатных изданиях и на обложках журналов; в качестве материала для учебных программ и т.д.

Тем, кто увлечен фотографией и стремится улучшить качество своих снимков, следует знать, что для создания подобных работ не требуется какой-то сверхдорогой профессиональной техники. Все, что необходимо, – это понимание особенностей поведения света. Нужно знать, каким именно способом можно добиться требуемого освещения, как следует расположить источник света относительно объекта съемки и какой при этом выбрать ракурс.

В художественной фотографии допустимы приемы, находящиеся за пределами классической дентальной съемки. Основным инструментом все так же остается софтбокс.

Контровое освещение

Контровый свет — освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съемки на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник не обязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микрорельеф.

Главное правило успешного освоения фотоискусства – как можно больше практиковаться и экспериментировать. Не следует предаваться косности, нужно всегда быть открытым для свободного творчества. Процесс фотографирования невероятно интересен, ведь при малейших изменениях положения вспышек или головы пациента кадры выглядят уже по-иному. Иногда случайное стечение обстоятельств приводит к получению самых незабываемых кадров.

Чтобы находить интересные объекты для дентальной съемки, не нужно дожидаться появления какого-то уникального клинического случая. Эстетику часто можно увидеть в самых обыденных вещах: интересный микрорельеф на зубе, трещины на стершемся режущем крае, нестандартные эмалевые формации жевательных бугров и т.д. Если каждый стоматолог научится видеть прекрасное сквозь пелену рутины, тогда все мы начнем относиться к своей работе по-особенному. И главным инструментом на пути познания эстетики является фотография!

Источник: ДентАрт 2015 №2

uk